С днём рождения, Александр Валерьевич!

28.07.2016
С днём рождения, Александр Валерьевич!

Сегодня, 28 июля, мы всей ГК Ростум поздравляем с Днем Рождения Александра Мухина. Председатель Совета директоров ГК Ростум, её основатель и руководитель компании Ростум-Строительные материалы родился на 2 дня и несколько лет раньше, чем сама ГК Ростум, которой 30 июля исполнится 15 лет. Накануне этих событий менеджер по внутренним коммуникациям Анастасия Леснова и именинник Александр Мухин встретились, чтобы поговорить о некоторых вечных вопросах и познакомиться немного поближе :)

А: Александр Валерьевич, здравствуйте! Через неделю будет 2 года, как я работаю в ГК Ростум, но только четверть из них мы с Вами работаем непосредственно бок о бок. В 2009 году Вы оставили оперативное управление Компанией, а в начале 2016 - к нему вернулись. За ваше отсутствие в Компании появилось много новых сотрудников, произошли какие-то изменения. А изменились ли Вы? Каким Вы вернулись в Компанию? Очень хочется узнать побольше о Вас, о вашем отношении к Компании, о вашей бизнес-философии. Думаю, что ответы на те вопросы, которые я задам Вам сегодня, будут интересны многим нашим сотрудникам. Те, кто в Компании относительно недавно – получше узнают Вас, а наши «мамонты» - люди, которые работают в Компании с ее основания – поймут, изменились ли Вы за эти 7 лет, и если да, то как сильно. Итак, Вы готовы? :)
АВ: Готов :)

А: Александр Валерьевич, 30 июля Компании исполнится 15 лет. Конечно, все относительно, но это уже достаточно солидный возраст. С каким ощущением Вы встречаете 15-летие Компании? Как Вы думаете, удалось ли за это время создать бизнес, который Вы оценили бы как успешный? И что, вообще, для Вас значит успех?
АВ: Начну, пожалуй, с последнего вопроса. Для человека успех – это самореализованность. Для бизнеса – востребованность, лидерство. Почти все бизнесы Ростума – локальные лидеры в своих сегментах. Академия Ростум – это крупнейшее в области негосударственное образовательное учреждение. Ростум-Недвижимость – риэлтерская компания №1, лидер рынка по количеству сделок. Завод Яснополянские строительные материалы – 7-ой по объемам производитель силикатного кирпича в России, самый крупный производитель стеновых материалов в области. Бундекс, несмотря на свой годичный возраст, занимает уже порядка 25% рынка сухих смесей в области и представлен более чем в 20 регионах.
Успех – это внутреннее состояние человека, а в случае с бизнесом – внутреннее состояние его собственников и управленческой команды. Я получаю удовольствие от каждой нашей победы. Я горжусь тем бизнесом, который мы построили. Мы всегда говорили, что нам не всё равно, каким образом зарабатывать деньги. Я горжусь теми способами, которые используем мы. Горжусь теми результатами, которых мы достигли.

А: А какие из этих результатов, решений или событий в 15-летней жизни Компании Вы считаете самыми значимыми? В чем их значимость для Вас лично?
АВ: Давай по порядку. 2002 год. Приобретение ОАО Яснополянские строительные материалы. Развитие завода, увеличение объема продаж, погашение огромной задолженности по налогам – это было интересной и амбициозной задачкой. Помню, когда мы пришли на завод, годовой объём производства составлял 28 миллионов штук при цене около 1 рубля за условную единицу, и объём задолженности по налогам был сравним с годовой выручкой. А сейчас это лидер строительной индустрии Пензенской области, производственное ядро нашего холдинга.
2004 год. Принятие решения о структурировании Ростума в девелоперский холдинг. Решение о том, что именно девелопмент будет ядром нашего холдинга. Все остальные бизнесы строятся вокруг него, усиливая друг друга. Это непростое и своевременное решение, которое определило, определяет и будет определять стратегию развития всей группы компаний. Когда мы его принимали, мы работали в нескольких направлениях: продажа трубопроводной арматуры, металлопроката, строительных материалов, производство силикатного кирпича. Было принято решение о том, на каких условиях строят взаимоотношения бизнес-единицы. В соответствии с какими принципами бизнесы могут появляться, вокруг каких рынков строиться. Для органичного развития эта продуманность, системность очень важна. Сейчас холдинг использует как вертикальную интеграцию – последовательные переделы – производство строительных материалов — девелопмент - риэлтерские услуги - разработка дизайн-решений — ремонт, так и горизонтальную интеграцию – вокруг одной или смежных клиентских групп – силикатные материалы — сухие смеси или риэлтерские услуги — дизайн-решения — ремонт. Это решение (выбранная стратегия) усиливает конкурентоспособность как всей группы компаний, так и каждого бизнеса в этой группе. Например, я считаю, что завод Яснополянские строительные материалы сохраняет высокий объём производства в этом году (около 80 млн условных штук) прежде всего за счёт наличия в холдинге риэлтерской компании, которая обеспечивает возможность работы с квартирами других застройщиков и увеличивает тем самым денежный поток и конкурентность самого производства. В то время как наши конкуренты не имеют такой возможности. Так, например, в Саратове 3 завода за год вместе выпустят около 100 млн штук в регионе, который по численности населения почти в два раза превышает Пензенскую область. А Пензенское Управление строительства выпустит за год только около 40 млн. Большая часть из которых пойдёт на свою стройку. Точно так же и Яснополянские строительные материалы усиливает рыночную позицию риэлтерской компании своим предложением новостроек и тд.
2007 год. Начало строительства коттеджного поселка Золотая Подкова. Презентация Подковы была самым значимым светским мероприятием этого года. Причём, это оценка пензенских СМИ, а вовсе не шапкозакидательство. Новый, необычный, неоднозначный для привычек жителей проект. Полных аналогов которому нет на рынке. Очередное доказательство нашей предпринимательской, управленческой смелости, умения находить новые решения.
2008-2009 годы. Это выход из кризиса. И это самое тяжелый период за всю историю Компании. Крепкое испытание на компетентность и зрелость, с которым мы справились.
2014 год. Принятие решения о строительстве завода Бундекс Русланд. Это не просто очередное инвестиционноёмкое решение. Не просто новый продукт. Это новый вызов. Выход на рынок с потребительским продуктом. Работа на рынке с подобными продуктами строится по другим принципам, нежели работа с силикатными материалами. Такого опыта у нас ещё не было. Это решение о диверсификации строительных и региональных рисков, как бы ни казалось это странным со стороны. Ведь Bundex существенно расширяет географию присутствия Ростума, а ещё выводит на рынок отделочных работ (ремонта), который существенно больше рынка общестроительных работ, и не так сильно зависит от доходов населения, как строительство.

А: Александр Валерьевич, наша Компания до сих остается одной из немногих, если не единственной, на рынке Пензы, которая живет в соответствии со своей организационной философией и ценностями. Для Вас ценности в управлении Компанией так же важны, как и 11 лет назад, когда они были впервые сформулированы?
АВ: Конечно, да. Для любого человека важно жить в соответствии со своими ценностями. Ценности – это не насыщаемое требование к себе, окружающим, миру в целом. Люди не меняются с течением времени, но меняется отношение людей к жизни. Каждому человеку важно понимать (пусть и не всегда формализовывать), что ценно для него лично и для близких ему людей. Декларируя ценности, мы открыто заявляем, что ценно для всей управленческой команды Ростума, и проявления каких действий мы ожидаем от всех, кто с нами.
Мы проводим большую часть активной жизни на работе. Поэтому совсем не всё равно, с кем мы проведём эту часть. От работы важно получать удовольствие. Удовольствие не только от деятельности, но и от общения с людьми близкими по духу, взглядам, отношению к жизни.

А: Тогда интересно следующее. До 2014 году одной из ценностей нашей Компании была «Команда», сейчас ее среди них нет. Какое у Вас отношение к этой ценности сейчас?
АВ: Дело в том, что понимание сущности команды на постсоветском, постсоциалистическом пространстве зачастую сильно искажено. Многие понимают под командой приятное общение людей с одинаковыми интересами, тусовку. В то же время с управленческой точки зрения команда – жесткая иерархия, с беспрекословным признанием лидера и подчинением ему. То есть, существует как бы два вектора команды, две составляющих: управленческая (иерархичная) и отношенческая (ценностная). Мы не отказались от использования управленческой, но это просто инструмент. А ценностную (содержательную) мы описали в других наших ценностях – Полезный результат, Доверие, Надёжность, Ценность Икс. Поэтому с точки зрения философии мало что изменилось, с содержательной точки зрения изменились только формулировки.

А: А есть ли у Вас установки и убеждения относительно ведения бизнеса, которые изменились за эти 15 лет именно с содержательной точки зрения?
АВ: Ростум – это ведь не просто бизнес, не просто место работы. Ростум – это, прежде всего, отношения. Нам совсем не всё равно с кем работать, но во главе угла – результат. Сначала - что, а потом – как. Я стал более требователен к результату. Сначала – результат, а потом – отношения. На ранней стадии развития бизнеса, компании могло быть по-другому. Кому-то может показаться, что раньше, в первые годы работы Компании, было лучше, поскольку было больше общения: каждая пятница могла стать поводом для тусовки. Да, тусни ради тусовки не стало. Сейчас во главе - уважение к коллеге-профессионалу. Тусовка - не потому, что мы просто работаем вместе, а потому, что мы вместе добиваемся полезного результата. Сначала – результат, а потом уже и на брудершафт можно выпить :)

А: Могу предположить, что за 15 лет было достаточно уроков. Расскажите хотя бы об одном из них.
АВ: Принципиально важно постоянно анализировать, выявлять причины успеха или ошибок. Выявлять ошибки и корректировать их немедленно по мере появления слабых сигналов о возможном негативе. В 2008 году, например, мы смогли понять всю картину кризиса, только оказавшись в нём. Строительство – одна из самых рисковых отраслей. Именно стройка одной из первых ощущает снижение доходов населения. Концентрация на стройке, а также большое количество проектов, находящихся на инвестиционном этапе, незначительный объём выручки от риэлтерского и образовательного бизнеса сильно осложнили наше финансовое положение в 2008 году. Тогда мы находились в самом ужасном положении в истории Компании. В нынешний кризис мы совершенно в иной ситуации. В инвестиционной фазе фактически только один проект – Меридиан45. Характер взаимоотношения с подрядчиком и продажи позволяют генерить необходимый для строительства поток. Мы чувствуем себя уверенно!

А: Следующий вопрос можно было бы задать гадалке, но я предпочла Вам :) Будущее ГК Ростум, какое оно?
АВ: Мы особенно успешны в тех бизнесах, для которых важны рыночные, маркетинговые решения, решения в области технологий, построении долгосрочных отношений с клиентами. И наше будущее за такими бизнесами!

А: Александр Валерьевич, и последний вопрос. #rostumonelove, да? :)
АВ: #rostumonelove, да! :)