Родителям

Что делать, если ребенок морально не готов к школе?

Оценка готовности к школьному обучению

Поступление ребёнка в школу – один из важнейших этапов его жизни. Здесь он познакомится с новыми друзьями, начнёт осваивать иностранные языки и технологии, будет учиться дисциплине и коммуникации с людьми. И от того, насколько ребёнок к этому готов, зависит успешность его обучения и, в какой-то мере, вся его дальнейшая жизнь.

Психологи и педагоги выделяют несколько критериев готовности к школьному обучению:

• Интеллектуальная готовность

Данный критерий не является основным и работает только в комплексе, однако перед поступлением в школу важно оценить память, внимание и мышление ребёнка. Будущий ученик должен отчётливо знать своё имя, отчество, адрес проживания, день рождения. Он должен правильно ориентироваться в понятиях «лево» — «право», различать цвета и геометрические фигуры, уметь обобщать предметы, находить сходства и различия. Оценить уровень готовности к началу школьного обучения можно с помощью специальных тестов: ребёнку показывают картинки, на которых изображены клён, дуб и берёза, и будущий ученик должен понимать, что всё вместе – это дерево.

• Психологическая готовность

Психологическая готовность к школьному обучению состоит в том, что игра перестаёт быть основной формой деятельности ребёнка. Познавательная активность увеличивается, ребёнок может управлять своим поведением, взаимодействовать со взрослыми. Очень важным параметром психологической готовности является мелкая моторика рук, которая поможет ребёнку освоить письмо, правильно держать ручку, самостоятельно застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. Школьные психологи также акцентируют внимание на умении ребёнка «ориентироваться на бумаге». Развить такие навыки помогают клеточные диктанты по типу: «отложи от точки на бумаге три клеточки влево и одну клеточку вниз».

• Социальная готовность

Уровни адаптации к школьному обучению также включают в себя социальную готовность. Создание коммуникативных контактов со сверстниками и значимыми взрослыми, открытость к новому общению говорит об устойчивости мозговых структур. Перед школой ученик должен уметь самостоятельно одеться, раздеться, собрать портфель, покушать. Ребёнок должен знать элементарные правила этикета, уметь сидеть за партой, слушать взрослых, помогать более слабым и т.д.

В данном пункте также важно указать, что ребёнок должен знать правила безопасности при общении с незнакомыми взрослыми. Он выходит в новый и большой мир и от этого порой зависит его жизнь и здоровье.

• Физическая готовность

У ребёнка, готовящегося к поступлению в школу, не должно быть проблем со здоровьем, которые могут помешать его обучению. У многих ребят, конечно, бывают логопедические сложности с произношением звуков, которые приводят к ошибкам при письме и т.д. Поэтому с визитом к логопеду лучше не затягивать – позвольте специалисту оценить уровень готовности вашего ребёнка к школе.

Я понимаю, что мой ребёнок не готов к школе. Что делать?

Без паники. Многие родители начинают бить тревогу, когда осознают, что их ребёнок к школьному обучению совсем не готов. И это исправимо. Не стоит пытаться быстро «подготовить ребёнка», так вы можете нанести ему психологические травмы и желание обучаться пропадёт совсем. Ребёнку на данном этапе нужна помощь взрослого, поэтому родителям придётся пересмотреть свой график и уделить внимание планированию будущего обучения.

Здесь как никогда важен личный пример. Нужно показать, что обучение в школе – это не страшно, это интересно и правильно. Изучайте с ребёнком новые книги, делайте акцент на том, что он уже много знает. Хвалите ребёнка за стремление узнать что-то новое, подчёркивайте его сильные стороны личности, поощряйте любыми способами попытки сделать что-то самостоятельно.

Провести профессиональную оценку развития ребёнка дошкольного возраста вам может помочь специалист. Педагоги предлагают определённые методики тестирования, и если ребёнок не справляется, то могут посоветовать дополнительные занятия для развития навыков.

Развитие навыков с детьми дошкольного возраста происходит в игровой форме – без критики и давления. В режиме «урок-перемена» ребёнок привыкает к особенностям обучения, уровень стресса и нагрузки снижается. Педагог поможет поддержать познавательную деятельность, сделать её естественной для будущего ученика, чтобы школа не воспринималась как наказание и отказ от детских игр и развлечений.

К кому обратиться за помощью?

В Академии Ростум в Пензе подготовили для будущих учеников специальную программу «Скоро в школу», которая рассчитана на детей от 4 до 7 лет. При прохождении данной программы педагоги смогут в спокойной обстановке определить готовность к школьному обучению, провести диагностику развития детей дошкольного возраста и помочь ребёнку с поступлением в школу. Поэтапная система развития предметных знаний, всесторонняя поддержка и поощрение любых небольших успехов – залог правильной адаптации к скорому обучению. Дети на занятиях развивают коммуникативность, креативность, эмоциональный интеллект, учатся критически мыслить и регулировать своё поведение, общаться со сверстниками и взрослыми. У детей формируются правильные речевые, познавательные и моторные навыки, которые помогут не только поступить в школу, но и обучаться там без лишних проблем.

Приглашаем вас и ваших детей к нам на ознакомительные занятия. Свяжитесь с Академией Ростум по контактному телефону, указанному на сайте, или с помощью специальных кнопок соцсетей – наш менеджер проведёт расширенную консультацию и поможет подобрать программу подготовки к школе.